Нан Додде. Образование в Нидерландах: история и современность

(Нан Додде. Нидерланды // Педагогика народов мира: История и современность. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – (576 с.). - С.235-258.)

1. У истоков голландской школы (VI-VIII вв.)

Площадь – 41530 кв. км.
Население – 15287000 чел.
Столица – Амстердам (1092000 чел.).
Основная религия – христианство.

Первые школы на территории Голландии носили профессиональный характер: в них мальчики готовились стать священниками и монахами. С V в. нашей эры Нидерланды были частью Королевства франков. Франки принадлежали к древним Тевтонским племенам, которые завоевали в IV в. западную часть Романской империи. Они приняли христианство и пытались обратить в христианскую веру все народы покоренных территорий. Для этих целей франки нуждались в монахах, обученных в кафедральных и монастырских школах. В этих школах мальчики воспитывались в духе христианской веры. По всей вероятности, кафедральная школа в Маастрихте начала подготовку священников с 535 г., кафедральная школа в Утрехте - с 695 г. Будущие священники готовились распространять христианскую веру и быть духовными пастырями жителей своей местности. Священники должны были посещать больных, помогать бедным и оказывать ритуальные услуги. Им были обязаны помогать монахи, поддерживая веру мирян всевозможными практическими действиями. Монахи осваивали невозделанные земли, строили плотины и выполняли вручную разные работы, чтобы показать местным жителям пример христианского смирения. К этому их готовили монастырские школы. При первом голландском монастыре, основанном в Сустерене в 714 г., была школа, как и при монастыре Святого Одольфуса, основанном около 830 г. в Ставорене. Начиная с Х в. монастырские школы были приписаны к Эгмундскому аббатству. Эти школы получили широкую известность. В кафедральных и монастырских школах обучение длилось от 5 до 12 лет. Мальчиков (некоторым было чуть больше 7 лет) учили петь религиозные гимны, читать псалмы и отрывки из Библии, переписывать религиозные произведения и исчислять время религиозных праздников. В кафедральных школах отдельных учеников обучали философии, теологии и праву. Окончившие кафедральную школу должны были стать деревенскими священниками или канониками. Монастырские школы готовили монахов главным образом к сельскохозяйственным работам и ремеслу. Оба типа школ много внимания уделяли латинскому языку, который был языком церкви.

Священники и монахи должны были приобщать голландцев к христианской вере всюду и любыми путями. В соответствии с правилами первых голландских проповедников Виллиброрда и Бонифация, их действия и поведение должны были показать, что они, как божьи слуги, желают людям добра. Виллиброрд и Бонифаций рассматривали знания, содержащиеся в Библии как условие распространения христианства в мире. Народ был неграмотен, не мог читать и писать. В 1000 г. только 1% голландцев умел читать, причем в это число входили и монахи. Монахи и священники рассказывали простолюдинам историю христианства и его особую ценность. Они пытались превратить язычников в христиан. И для этого им следовало овладеть языком церкви - латынью. Понятно, что и местный язык был необходим, чтобы священники могли вести свою работу в церкви и иных религиозных собраниях. Латынь была необходима монахам и священникам для того, чтобы изучать библию, знать наизусть “Символ веры”, “Аве Марию” и обучать прихожан чтению псалтыря.

Однако деятельность священников и монахов была не слишком успешной, поскольку голландцы упорно держались за свои языческие обычаи. Кроме того, распространение христианства сопровождалось франкской оккупацией. Территория свободных фризов и независимых саксов против их воли стала частью франкской империи, которая просуществовала с 734 по 804 гг. Но военное превосходство франков еще не означало автоматического изменения духовной жизни голландцев. Несмотря на старания священников и монахов, принятие христианства было задержано, а старые языческие убеждения долгое время противостояли миссионерской деятельности. Постепенно языческие обычаи стали рассматриваться как христианские традиции: праздник весеннего равноденствия стал Пасхой, в светлый праздник зимы - Рождеством, но в действительности христианство проникло лишь в обычаи и порядки, но не в сознание людей.

2. Приходские школы IХ-ХII вв.

Становление христианства в Голландии было задержано не только внутренним сопротивлением жителей, но и набегами викингов. Военачальники скандинавских войск нередко становились правителями отдельных голландских территорий, где тотчас восстанавливались языческие традиции и порядки. Но к концу IX в. викинги были разбиты, и страна вновь была открыта для деятельности миссионеров. Хотя Нидерланды все еще были частью Германии, страна считала себя независимой. Некоторые местные правители-лорды, герцоги - и даже священники - сами правили своими владениями. Страна не была объединена. В этих условиях Нидерланды оказались открытыми миссионерам. Вовлечение населения в христианскую веру обретало новые стимулы. С 917 г. священники и монахи активизировали свою миссионерскую деятельность. Христианская вера проповедовалась в кафедральных школах Утрехта, Эгмонда, Галлуме и других городов в XI-XIII вв.

Однако голландцы не проявили большого желания объединиться вокруг алтаря. В качестве спасительного средства церковь использовала не только кафедральные и монастырские школы, в которых обучали священников и монахов, но и созданные ею школы для мирян. Указами церковного совета от 1179 г. и 1215 г. было решено обучать детей основам религии с раннего возраста. С начала XIII в. предметом гордости Нидерландов стало возрастающее число школ для мирян. Когда после победы над викингами изменилось территориальное деление, тогда появилось единство структуры школ и содержания образования. Не только епископы, но и герцоги, графы и лорды способствовали основанию новых учебных заведений в своих владениях, полагая, что религиозное воспитание и соответствующее обучение сделают население более податливым для управления. Для наблюдения за обучением они назначали школьных инспекторов.

Школы, как правило, были частью церковных приходов, каких было много в Нидерландах, поэтому школы стали называться приходскими. Следует подчеркнуть, что это название уже не вполне соответствовало действительности. Приходские школы не были собственностью церкви. Хотя обучение в этих школах носило религиозный характер, они не готовили священников и монахов. Намерением приходских школ было воспитание послушания и смирения в духе христианской веры. Начальный уровень образования ограничивался “Символом веры”, “Отче наш” и “Аве Мария”, а также несколькими псалмами и молитвами. Особенно популярно было пение, звучание детского хора придавало блеск ежедневным церковным церемониям. Для участия в них было необходимо знание латыни. Это было непросто и требовало усердных занятий и старательного запоминания латинских текстов наизусть. Между тем, епископы, герцоги, графы и лорды получили тот результат, на который рассчитывали, соглашаясь на открытие приходских школ: молодое поколение стало более лояльным и податливым к управлению.

На начальном этапе обучение в приходских школах для мальчиков и девочек от 7 до 10 лет было целиком основано на запоминании. Книги были слишком дорогими, и чтение было доступно немногим. Большинство учеников после трех лет обучения не умели читать. Из тех, кто в течение этого времени имел лучшие результаты, только мальчики получали возможность переходить в приходскую школу среднего уровня, где на протяжении двух лет обучались чтению исключительно на латыни. Читать их учили букву за буквой, слово за словом. Преподаватели показывали карточки с буквами, слогами и словами. Некоторые из них делали “Азбуки” для своих учеников - небольшие книги, в которых был записан алфавит, а также “Отче наш” и “Аве Мария”. Звуки речи, которые отложились в детской памяти в начальной школе, обретали видимые очертания. Ученики мысленно соединяли звуки и буквы и называли их.

Таким образом, в 1200-1400 гг. голландская школьная система состояла, в основном, из приходской школы начального (7-9 лет) и повышенного (10-12 лет) уровней.

Важнейший момент в обучении чтению наступал тогда, когда ученик после чтения по слогам пробовал читать рукописную книгу, а после изобретения печати и печатную книгу. Так подтверждалось умение читать. Начальное чтение основывалось на произношении вслух слов и предложений из латинской версии Disticha Catonis и Facetus. После долгих повторений эти классические тексты заучивались наизусть. Правилом средневекового обучения было сначала запоминание текстов, а потом их понимание. Это относилось не только к чтению по слогам и к начальному чтению, но и к продвинутому чтению. Доказательством умения читать являлось прочтение произведений классических авторов, таких, как Цицерон, Овидий, Стаций и Вергилий. Отрывки произведений этих авторов тоже надо было заучивать наизусть. Память учащихся служила им своего рода личной библиотекой.

Процесс обучения чтению завершался запоминанием правил из учебника латинской грамматики. Это была старинная работа, созданная еще в IV в., но доказавшая свою ценность. В те времена не было потребности в другом учебнике. Ученики упражнялись в применении грамматических правил в беседах, которые велись на латыни. Считалось, что 12-летние мальчики после второй ступени обучения должны владеть устным и письменным латинским языком и это поможет им в их продвижении по службе. Действительно, некоторым из них доставались скромные церковные должности: в конце концов они говорили, читали и писали на латыни. Более высокие должности получали выпускники кафедральных школ. Остальные занимались торговлей и производством. В течение XIV в. Нидерланды превратились из аграрной в аграрно-коммерческую страну. Если в аграрном обществе не было большой потребности в чтении и письме, то торговля и промышленность, которые были развиты в городах, требовали умения читать и писать. Торговцы, занимавшиеся доходным бизнесом, нанимали служащих, знающих латынь, поскольку вначале торговые договоры составлялись на латыни.

Таким образом, первые школы, которые появились в Нидерландах были профессиональные, в которых мальчики обучались для того, чтобы стать впоследствии священниками или монахами. Первая кафедральная школа появилась в 535 г., а спустя столетия такая же школа была создана в Утрехте. Учащиеся этих школ посещали церковные службы, помогали больным, выполняли роли духовных наставников прихожан и всячески помогали священникам в их повседневных делах. Кроме того, их обучали сельскому хозяйству, и они усердно работали на полях и в ремесленных мастерских, высказывая тем самым свое усердие и готовность служить церкви. Мальчики учились здесь от 5 до 12-летнего возраста. Это был язык церкви, который должен был объединять население.

Однако усилия церковников в религиозном обучении и воспитании молодежи не всегда были успешными. Голландцы с трудом отказывались от своих языческих обычаев и привычек. И так продолжалось до оккупации страны иноземцами.

Поскольку народы Голландии не желали принимать новую религию, со временем языческие праздники и обычаи облекались в христианские формы. Даже тогда, когда викинги потерпели поражение и страна вновь открылась для миссионеров - народы Голландии не горели желанием собираться вокруг алтаря. Процедура крещения с большим трудом входила в обиход. Ни церковь, ни монастыри не могли сопротивляться укоренившимся привычкам народа. В этих условиях на школу возлагались большие надежды: способствовать превращению страны в христианскую.

В XII в. число школ и учащихся в них резко увеличилось. Вся страна покрылась приходскими школами, которые контролировались представителями светских феодалов. Вмешательство церкви в деятельность этих школ было крайне ограниченным. Дети с трудом учились петь псалмы на латыни. Их неграмотность была вопиющей, поскольку их едва учили читать и писать. Появление печатных книг способствовало распространению грамотности.

Среднее образование дети получали в 10-12-летнем возрасте. И в эти годы их больше приобщали к зубрежке, чем к овладению знаниями. Они зубрили таких классиков, как Цицерон, Овидий, Вергилий, а также правила латинской грамматики.

В XIV в. Голландия перестала быть только сельскохозяйственной страной и становилась и сельскохозяйственной, и торговой. Этот процесс привел к острой необходимости повысить грамотность населения, а когда страна стала и торговой и промышленной, когда оживились города в результате торговли и развития ремесленничества - стало очевидной необходимость обучения чтению и письму все больших слоев населения.

В XIV в. наряду с увеличением профессиональных школ при гильдиях стало увеличиваться и число средних школ. Здесь наряду с латынью - стали обучать арифметике и французскому языку - языку бизнеса.

3. Образование в городе и деревне в XIV-XVII вв.

В результате роста населения Нидерландов некоторые деревни переросли в средневековые города. Они стали местными, региональными, а иногда национальными торговыми центрами. Поскольку сельское хозяйство не обеспечивало достаточной занятости населения, в города прибывало все большее количество желающих работать. В течение XIV в. урбанизация в Нидерландах привела к развитию элементарной дифференцированной школьной системы с приходскими школами и средним образованием. Горожане больше, чем деревенские жители, желали разнообразия в образовании. Ремесленники и торговцы - профессиональная группа, которая вышла из крестьянской среды, - требовали более расширенной системы школ для своих детей.

Для ремесленников существовало профессиональное ученичество, в котором главное место занимала практика. Об институализации профессионального образования не могло быть и речи, поскольку в средние века бытовало мнение, что ремеслу можно научиться только практически. Образовательные услуги оказывали профессиональные группы, известные как гильдии. Каждый мастер имел право быть учителем, получив разрешение гильдии иметь от одного до трех учеников. Любая конкуренция немедленно встречала сопротивление. Мальчик, которому исполнилось 12 лет, мог получить профессиональное образование. Практическое обучение в течение 4-5 лет делало ученика профессионалом. В конечном счете, это был не слишком легкий путь, чтобы стать пекарем, парикмахером, кузнецом, виноделом, каменщиком, мясником, плотником, живописцем, шкипером, хирургом. К концу средневековья большинство мастеров не имели своего собственного дела, поскольку со временем начальные капиталовложения становились все более высокими. Кроме того, гильдия далеко не каждому позволяла иметь профессиональную самостоятельность. Квалифицированные мастера были вынуждены работать у тех, кто научил их своему ремеслу.

Если профессиональное обучение для ремесленников главным образом было практическим, то для будущих купцов едва ли не в каждом городе были учителя, которые преподавали им арифметику. Коммерческое образование было теоретическим и, кроме арифметики, включало французский язык. Латынь отслужила свое в качестве языка торговли. Деловым языком стал французский. Коммерческие школы стали называться французскими. В этих школах обучались ученики 8-15 лет. Количество учеников во французской школе было небольшим. Средством отбора служила плата за обучение. Войны XV в. превратили Нидерланды в часть Бургундской империи, в то время, как она была под правлением Габсбургской империи до XVI столетия. На протяжении многих лет отдельные территории, принадлежавшие лордам и иным владельцам земель, поглощались обширными землями Бургундцев и Габсбургов В результате французский язык стал языком бизнеса. Этот язык преподавался в коммерческих школах, которые стали называться французскими школами. Учебные заведения стали посещаться детьми 10-15-летнего возраста.

Арифметика и французский язык изучались по учебнику “Инструкции по французскому языку и основам арифметики”. Книга “Диалоги или беседы” (1577) широко использовалась в преподавании французского языка. Книга “Как учить математику” (1508) считается первым учебником арифметики, изданным на голландском языке. Число учащихся во французских школах было небольшим из-за высокой оплаты за обучение.

Остальные школы в городах и деревнях были учреждениями общего образования. Как и раньше, наиболее важным считалось религиозное обучение. Этим городские и сельские школы походили на традиционные приходские школы. В них по-прежнему готовили прихожан, способных цитировать “Символ веры”, “Отче наш” и “Аве Марию”, некоторые псалмы и молитвы на латыни. Изучение религиозных гимнов входило в учебный план, а обучение пению в основном велось для сохранения церковного хора. Известно, что Гриерт Грот способствовал усилению религиозной жизни в XIV в. По его мнению, религиозный опыт был необходим не только монахам в монастырях и священникам в церквях, но более всего - мирянам в их повседневной жизни. Как и первые христиане, люди должны жить скромно, отличаться смирением и быть верующими. Эти выводы побудили Гриерта Грота просить о проведении религиозных церемоний на родном языке, которым человек сможет выразить себя гораздо лучше, чем на латыни. Содержание Библии также должно быть на родном языке. Гриерт Грот начал проповедовать на родном языке. Со временем ученики сельских школ и начальных классов городских школ стали учиться читать и писать на голландском языке.

После начального образования от 8 до 10 лет следовало общее среднее образование для мальчиков в возрасте 10-15 лет, которое традиционно включало обучение латинскому языку. По этой причине школы получили название латинских. Следует отметить, что если для начальных школ ценными были идеи Грота, то для средних латинских школ большую ценность приобретали педагогические идеи известного гуманиста, оказавшего огромное влияние на гуманизм Нового времени Эразма Роттердамского (1465/66-1536). В своем знаменитом во всем мире труде “Похвальное слово глупости” (1511) он высмеивал церковные и политические порядки феодального общества, невежество, ханжество” выступал против церковно-схоластической науки. Опираясь на глубокое знание древних языков он критически рассмотрел некоторые сочинения “отцов церкви” и, тем самым, нанес ощутимый удар богословию. Эразм Роттердамский уделял огромное внимание педагогическим проблемам. Он писал, что человек становится личностью не при рождении, а в процессе воспитания и образования. Признавая природное равенство всех людей независимо от их происхождения, он сформулировал важнейший принцип педагогики - развитие активности человека в его стремлении к совершенству, благодаря чему, по его мнению, обретается благородство и знатность. Эразм Роттердамский резко критиковал содержание и схоластические методы обучения в школах своего времени. При изучении древних языков он считал необходимым главное внимание обращать не на формальное овладение грамматикой, а на чтение греческих и латинских классиков. Требовал, чтобы учение было приятно детям и основывалось на их интересах, развивало их самостоятельность. Как и все гуманисты, был сторонником мягкой дисциплины в школе. Он отстаивал необходимость всеобщего образования, особое внимание уделял Эразм обучению на родном языке, которое может способствовать активности ребенка в учебно-воспитательном процессе.

Педагогические идеи Эразма Роттердамского оказали огромное влияние на формирование педагогики гуманизма последующих эпох в Европе и за ее пределами.

В средние века для учащихся старше 15 лет в стране не было учреждений высшего образования. Немногие студенты получали университетское образование за границей.

Таким образом, голландская школьная система в 1400-1600 гг. складывалась из следующих звеньев: школы для маленьких детей (5-8 лет); латинской и французской школ (8-10 лет); латинской, французской и частной школ (10-14 лет) и, наконец, латинской школы (15-17 лет).

Для многих учеников обучение было длительным. В сельской местности дети в пятилетнем возрасте начинали посещать начальную школу и учились там до 10-летнего возраста. В городе существовала трехгодичная школа для детей в возрасте от 5 до 8 лет, после которой они переходили в двухгодичную начальную школу. Начальные школы назывались голландскими. Иногда голландская школа становилась низшей ступенью латинской и французской школ. Малыши оставались под присмотром нянь пока их матери работали на полях или занимались домашним хозяйством. Их учили петь религиозные гимны и молитвы. Иногда их учили и алфавиту.

В старших классах сельских школ и младших классах французских и латинских школ преподавали не только религиозные предметы, но также чтение и письмо на голландском языке. Дети использовали буквари, в которых были голландский и латинский алфавиты, “Отче наш” и “Аве Мария”. Книги, содержащие голландские переводы латинских текстов, заменили такие произведения для чтения на латыни, как “Голландский Като”, “Зеркало молодежи”, “Маленькая монахиня из Парижа”, “Забавная маленькая книга” и др.

Для учащихся издавалось множество книг для чтения, и школы не испытывали недостатка в учебниках вплоть до конца XVI в.

Как было сказано выше, чтению обучались на голландском языке. Обучение письму имело свою систему: каждую букву ученики украшали красивыми завитушками и повторяли это много раз, пока не достигали мастерства. Для упражнений в письме использовались сложные тексты, которые нелегко было писать гусиным пером.

За начальным образованием в сельских школах и в младших классах французской и латинской городских школ следовало коммерческое образование во французской школе или общее среднее - в латинской школе старшей ступени. Городские советы имели множество проблем в управлении школьной системой. Местная знать неохотно уступала свои привилегии: право на открытие школ и назначение школьных инспекторов. Но факт оставался фактом: приходская школа изжила себя. Городские власти сумели выкупить и частично субсидировать школы, которые перешли в их ведение. Постепенно и сельские школы перешли под начало деревенских советов. Городские власти смогли создать новое образовательное учреждение, охватившее начальную и латинскую школы. Они определенным образом субсидировали новую школу, хотя ученики по-прежнему вносили плату за обучение.

В младших классах - nulla и octava - обучение чтению и письму велось на голландском языке. Мальчики в возрасте 10-15 лет учились в классах septima, quinta, quarta и tertia латинской школы. Для обучения чтению к концу средних веков стали применять учебник “Доктринале”. Латинская фонетика была представлена в таких работах, как “Гимн се-куенти” и “Папапуерорум”, которые в начале XVI в. были написаны голландцами. Словарный запас учеников латинской школы пополнялся с помощью словарей, подобных “Курия палациум”, в которых были латинские слова и их голландский перевод. В учебный план входило чтение некоторых работ Цицерона, Овидия, Теренция и Вергилия. Почти все тексты следовало заучивать наизусть.

Несколько латинских школ, например в Девентере, Утрехте и Звол-ле, имели еще два класса - secunda и prima - для студентов в возрасте 15-17 лет. Это было подобие высшего образования и рассматривалось как подготовка для поступления в университет. Профессора преподавали философию, важной частью которой была этика. Студенты читали такие произведения, как “Политика” Аристотеля, “Officia” Цицерона и “Диалоги” Платона, заучивая наизусть отрывки текстов. Результаты их интеллектуальных усилий были невелики; только несколько студентов получали образование в иностранных университетах.

4. Частная школа XVI-XIX вв.

Как уже говорилось, в средние века образование в Нидерландах было частным и платным. Учителя не были свободны в своей профессиональной деятельности. Их назначение регулировалось контрактами, которые выделялись местными административными органами. Директора школ, лорды, и, наконец, городской совет принимали учителей на работу после выяснения их религиозной ориентации и профессиональных качеств. Инспекторами назначались те, кто регулярно посещал школы и писал доклады. Контракты могли быть расторгнуты без ведома принятых на работу.

Городские власти считали, что школы, перешедшие в их ведение, особенно, латинская школа для учеников 10-15 лет, должны быть вне конкуренции. Поэтому городские советы пытались препятствовать образованию новых частных школ. Родители имели свою точку зрения. Они были недовольны образованием, которое давалось латинскими школами, находившимися в ведении городских советов. Они считали, что учебный план этих школ предусматривает подготовку больше к участию в религиозных собраниях, чем к обыденной жизни. Не оспаривая значения религиозного обучения, родители хотели, чтобы в школе меньше времени уделяли молитвам и церковной латыни и больше интеллектуальному развитию на основе классической латыни. Родители также предпочитали небольшие классы, чтобы обеспечить индивидуальный подход к детям. Они считали, что этому препятствует большое число учеников в старших классах латинской школы. Им было известно, что преподаватели не были свободны в выборе предметов обучения. Причина заключалась в контрактах, к которым муниципалитет добавлял небольшие субсидии. Сначала местная знать, а затем и городские советы строго контролировали назначение преподавателей. Школьные инспекторы составляли отчеты о своих наблюдениях за их работой. При необходимости контракт с неугодным преподавателем прерывался. В итоге родители против воли городских советов настаивали на назначении учителей, которые могли предоставить интеллектуальные образовательные программы.

Разумеется, городские советы видели в частных школах конкурентов. Сокращение количества учеников в подведомственных им латинских школах могло повлиять на сумму денег, собираемых директорами школ, что означало бы увеличение муниципальных субсидий, которыми город поддерживал школы. Тем не менее в течение XV в. было основано много частных школ, дающих начальное и среднее образование. Их появление свидетельствовало о том, что в Нидерландах была высокая заинтересованность в образовании. В 1525 г. Эразм Роттердамский заявил, что нигде в мире нет столько образованных людей, как в Нидерландах. Эта оценка была подтверждена в XVII в. информацией о том, что каждый голландец овладел искусством чтения и письма. Эти заявления преувеличены. Более убедительны данные о том, что в Нидерландах в конце средних веков приблизительно 40% женщин и 60% мужчин были способны читать и писать. По сравнению с другими европейскими странами эти цифры заслуживают признания. Во Франции, например, около 1700 г. только 14% женщин и 28% мужчин были способны поставить свою подпись. По подсчетам, сделанным в английском городе Норвиче в конце XVII в., 11% женщин, 15% рабочих, 21% мелких фермеров, 56% купцов и 65% землевладельцев, проживающих в городе, могли читать и писать. Из числа шведов, рожденных около 1650 г., примерно 30% умели читать. Впрочем, эти данные относительны, поскольку скорее всего завышены.

5. Кальвинизм в Нидерландах и образование XVI-XIX вв.

К концу XVI в. в Нидерландах произошло много событий. Сопротивление диктатуре Бургундских и Габсбургских монархов привело к войне с Испанией, которая продолжалась более 80 лет. В 1579 г. несколько провинций объявили себя автономным федеративным государством - Республикой соединенных провинций. Гаага стала правительственным центром. Политические события были тесно связаны с религиозными переменами. Романский католицизм больше не привлекал голландцев, многие выбрали протестантизм. Однако между протестантами не было единства: появились самостоятельные церкви и секты: баптистские, лютеранские, кальвинистские и др. Преобладающее влияние имели духовные идеи кальвинизма. Муниципальные и частные школы были вовлечены в борьбу религиозных движений.

Во второй половине XVII в. Якоб Кац определил форму и содержание педагогических идей на основе протестантской веры.

Якоб Кац находился под влиянием Джона Локка, который в годы своего изгнания (1683-1689) жил в Нидерландах. В те годы Локк писал письма, посвященные проблемам воспитания подрастающего поколения. Кац, подобно Локку утверждал, что человек рождается “чистым листом”, на котором на протяжении всей его жизни оставят свои следы воспитания и обучения те, кому поручена судьба подрастающего поколения. Молодой организм и молодое сознание гибки и податливы воспитанию. Все плохое в человеке - от плохого воспитания, ребенок подобен веточке, из которого может вырасти плодоносящее древо. Воспитание начинается с формирования привычек. К семи годам у ребенка должны быть сформированы элементы общего образования и практические навыки. Чтение, письмо, знание родного языка - таковы эти элементы, которые ребенок легко схватывает к этому возрасту.

Педагогические идеи голландских мыслителей, практика школы свидетельствует о том, что помимо религиозного воспитания, голландский народ в XVII и XVIII вв. был развит интеллектуально.

Овладение чтением было характерной чертой реформированной школы. Неудивительно, что примерно в 1800 г, после 200 лет кальвинистского образования 60% голландок и 80% голландцев умели читать и писать. В соседних странах такой процент был ниже (см. таблицу).

Год

Грамотность населения (%) в странах

Нидерланды

Бельгия

Германия

Англия

Франция

1600

40/60

-

-

-

-

1650

42/62

-

-

-

-

1700

47/73

-

-

-

14/28

1750

56/75

-

-

36/65

19/40

1800

60/80

37/61

40/65

43/65

30/45

1850

70

52

83

57

57

1900

87

67/69

90

90

85

1950

98

96

98

98

96

Примечание. Грамотность женщин/грамотность мужчин.

Уроки чтения начинались с раннего возраста. В школах для маленьких детей (частные школы в XVII и XVIII вв. по существу не отличались от школ средневековья) ученики обучались алфавиту. Дети в возрасте 4-5 лет упражнялись еще и в письме. В начальных школах, которые были отделены от латинских школ, уроки чтения продолжались для учеников в возрасте 6-10 или 12 лет. В сельских и городских школах (последние существовали до недавнего времени в качестве муниципальных школ для бедных, частных подготовительных и начальных школ) дети практиковались в письме, используя алфавит, который в определенном порядке был написан на дощечке. Дощечка называлась “cock-books” (дословно “петушиная книжка”), так как на титульной стороне был изображен петух, побуждавший учеников к усердным занятиям. В начальный период для чтения использовались книги: “История Джозефа Фромена”, “История пророка Давида”, “Поговорки и пословицы мудрого царя Соломона”. Обучение чтению заканчивалось такими произведениями, как “Марш молодежи”, “Необыкновенная и славная жизнь Эзопа”. Помимо чтения, большинство учеников упражнялись в письме. Для этого использовались “Книга полезных наставлений” и “Книга примеров”. Последняя содержала образцы каллиграфически выписанных букв, слов, предложений. Арифметику изучали только отдельные ученики. После начального обучения лишь небольшое число учеников переходило на вторую ступень обучения. По традиции они поступали в латинские и французские школы. Большая часть учеников должна была искать работу, чтобы своим заработком поддержать семейный бюджет. В конце концов они пополняли собой многочисленную армию поденщиков.

Тот, кто хотел получить профессию, мог обратиться к мастеру цехового обучения. В XVII и XVIII вв. все еще продолжалась практика обучения профессии через ученичества. Только в конце XVIII в. были созданы школы профессионального обучения для мальчиков. Это были вечерние профессиональные школы рисования и академических искусств, в которых обучали архитектуре и арифметике. В порту можно было пройти курс кораблевождения. Девочки, которые хотели получить профессию, могли записаться в школу шитья. На рубеже веков практическая подготовка уже не считалась достаточной, для постоянной работы появилась потребность в теоретических знаниях.

Французские и латинские школы были наиболее престижными. Это были элитарные образовательные учреждения, где заботились о том, чтобы ученики были подготовлены к социальной карьере, для которой было необходимо общее образование и интеллектуальное развитие.

В начале XDC в. французская школа все еще оставалась коммерческой. Учебный план включал бухгалтерское дело, коммерческую арифметику и французский язык. Бизнесменам с международными связями необходимо было хорошее образование. В качестве учебников использовались “Торговые расчеты”, “Практическая арифметика и бухгалтерское дело”, а также “Искусство счета”. Французский язык изучался по книгам “Наилучшее введение во французский язык” и “Новейшие методы обучения правилам употребления французского и голландского языков”. В итоге коммерческое образование во французских школах практически было довольно ограниченным. Однако в течение XVIII в. это учебное заведение превратилось в школу с общеобразовательной программой. Предметами обучения стали голландский и современные иностранные языки, такие, как французский, немецкий и английский, а также арифметика и физика, география и история. Использовались учебники, обычные для школ этого типа: “Голландская грамматика для юных”, “Современная практическая грамматика немецкого языка”, “Краткие инструкции к английскому языку”, “Учебник по естественным наукам”, “Краткая национальная история” и “Малый катехизис природы”. Поскольку некоторые французские школы традиционно включали в себя начальные классы, ученики находились в них с 6 до 15 лет. Отчасти в результате более социально направленного образования французские школы составили основную конкуренцию латинским школами.

Ближе к концу XVIII в. латинские школы стали испытывать трудности. Их репутация как старейших образовательных учреждений (после приходских школ) упала, они уже были не в состоянии остановить уменьшение потока учеников. Латинская школа отживала свой век. В учебном процессе длительное время не учитывалась потребность учеников в обучении, ориентированном на социальные запросы. Кроме того, латинская школа пополняла свой контингент из узких социальных групп. Образование предусматривалось для учащихся в возрасте 10-15 лет и носило академический характер. Лишь те, кто мог позволить себе учиться на протяжении долгих лет, записывались в латинскую школу. В частности, затраты на учебники были очень большими. Для успешного продвижения в чтении на латинском языке нужно было покупать дорогостоящие книги таких авторов, как Цицерон, Теренций и Вергилий. Как элитарное учебное заведение латинская школа имела свое представление о целях обучения. Ученики получали классическое образование, которое было обязательным условием для поступления в престижную двухгодичную школу или пятилетний колледж для продолжения академического образования. Последние завершали систему школьного образования. Средний уровень был представлен французскими и латинскими школами, в которых основное внимание уделялось древним и современным языкам, а низший - классами начальной школы.

Полноценные средние школы и колледжи предлагали академическое образование ученикам от 15 лет и старше. Первые два года школы обоих типов давали общеобразовательную подготовку. Только последние три года колледж предлагал профессиональные курсы для тех, кто хотел получить профессию адвоката, врача или священника. В ряде школ и колледжей существовали различные формы высшего профессионального образования; там читались лекции по астрономии, математике и навигации. Для них был написан учебник “Строительство крепостей”, “Краткий обзор” (1662), “Рассуждение о реках” (1768) и др. В порту было создано образовательное учреждение, где обучали математике и астрономии офицеров торгового и военно-морского флота. Для этого использовали книгу “Руководство к искусству навигации” (1766).

Таким образом, в 1600-1850 гг. нидерландская школьная система складывалась из начальной и средней школ. Начальная включала школу для маленьких детей (4-6 лет), школу для бедных (6-8 лет), а также частную и французскую школы (6-12 лет). Среднее образование имело в своем составе латинскую, французскую и профессиональную школы (12-15 лет); колледжи (15-21 год).

6. Ориентация на государственную школу. XVII-XIX вв.

Время Республики Соединенных провинций (1579-1795) - эпоха, о которой впоследствии стали говорить с гордостью. Нидерланды занимали в это время лидирующие позиции в Европе. Культурная жизнь Республики была богата замечательными достижениями поэтов, музыкантов, ученых и писателей. Это был золотой век экономического прогресса, когда голландские фермеры и садоводы заполнили европейский рынок маслом, молочными продуктами, цветами, фруктами и овощами. Для торговцев, имевших деловые связи с Ближним и Средним Востоком и балтийскими странами, и ремесленников в XVII-XVIII вв. экономически выгодным было пивоваренное, полиграфическое, алмазообрабатывающее, виноводочное, текстильное, сахарное и табачное производство. Нидерланды обладали мощной политической силой. После восьмидесятилетней войны с испанскими Габсбургами были войны с Францией, Англией и Швецией. Европа была вынуждена считаться с Республикой Соединенных провинций, которая долгое время была вне конкуренции. Англия и Франция в тот период проигрывали ей.

Позже Англия, ставшая мировой державой, не оставила Республике выхода в Средиземное море, а также для торговли на Балтике. В 1791 г. и 1800 г. обанкротились торговые компании Западной и Восточной Индий (так называли голландские колонии в Индонезии). Лондон и Гамбург перехватили позиции Амстердама в отношении торговли продуктами питания. Франция вместе с Англией стали главными конкурентами

Нидерландов в текстильном производстве. Такое развитие ситуации в торговле и промышленности привело к росту безработицы в Республике. Рабочее население в полной мере испытало на себе тяжесть положения. Буржуазия же в большей или меньшей степени сумела себя спасти. Хотя к концу XVIII в. Республика была доведена до обнищания, некоторые голландцы могли себя считать очень богатыми.

К концу XIX в. появились противники сложившегося на протяжении всего столетия социально-экономического курса. Культурное общество жаждало перемен. Оно было убеждено, что человек - божье создание - способен объединиться с себе подобными в коммуны и общества. Вместе они смогут бороться за общественное благо как высшую цель для всех; в этом - смысл интеллектуально-политической деятельности. Одно из таких культурных объединений - Общество благоденствия - утверждало, что человек может сделать все для достижения общего блага только в том случае, если он образован. Стране необходима такая школьная система, которая гарантировала бы воспитание знающих и полезных членов общества. По мнению Общества благоденствия, школа должна обучать чтению, письму, языкам, арифметике, религиозным верованиям и политическим наукам. Люди должны жить в гармонии с себе подобными. Для этой гармонии, которая является божьей заповедью, человек должен много времени уделять своему развитию. Он должен быть готов достигнуть блага как высшей цели не столько для самого себя, сколько для общества и порядка. Отношение его к другим людям должно быть высоконравственным.

В 1795 г. Республика соединенных провинций после оккупации французской армией под влиянием французских властей превратилась в единое государство, которое последовательно называли: Батавская Республика (1795-1805), Батавский Союз (1805-1806), Королевство Голландия (1806-1810) и Французская империя (1810-1813), окончательное название - Королевство Нидерланды. Следует заметить, что неофициальным именем всегда оставалось Голландия. Национальный центр Гаага управлял всем социальным развитием, в том числе нидерландской школьной системой.

С 1801 г. наиболее прогрессивными были подведомственные властям общественные школы, находившиеся под надзором школьных инспекторов. Муниципалитеты содержали свои школы для бедных и сельские начальные школы, а также частично субсидировали находившиеся в их ведении французские и латинские школы. К частному же сектору относились школы, основанные и поддерживаемые церковью, фондами, ассоциациями и частными лицами: среди них школы для маленьких детей, церковные школы, частные начальные школы, французские и латинские школы и профессиональные школы. Средние школы и колледжи, которые субсидировались муниципальными властями и национальным правительством, были частью государственной системы образования. Различия между государственными и частными школами вначале имели финансовый характер. Почти во всех школах царило христианское воспитание. Учителя начальных школ пели христианские гимны со своими учениками, изучали Библию и молились в начале и в конце уроков. Лишь немногое школы предлагали обучение верованиям - еврейскому, протестантскому или католическому. Кроме христианского образования, предусматривались чтение, письмо, арифметика и голландский язык, в средних школах - классические и современные языки, география, история, арифметика, физика и практические предметы. В колледжах преподавали теологию, право, медицинские науки, математику и физику, языки, литературу и философию. В среднем и высшем образовании мало заботились о религиозно ориентированном обучении.

Использовались учебники, популярные в те времена: “Добрый Генри”, “Добрая Мария” и “Повесть об Иосифе”. Букварь имел свою особенность, он объединял орфографический и фонетический подходы: звуки соединялись с буквами, которыми они назывались. Для обучения арифметики широко применялась “Практическая арифметика”, “Учебник истории коренного населения страны”, “Руководство к французскому языку”, “Руководство к немецкому языку”, “Важнейшие темы физики и механики”, а также “Изысканные выдумки, легенды и курьезы естественной истории”, “Латинское чтение”.

7. Современная школьная система Нидерландов. ХIХ-ХХ вв.

Приблизительно с середины XDC в. стали вырисовываться контуры современной голландской школьной системы. В течение долгого времени после дошкольного и начального образования для детей 4-12 лет следовало среднее образование - общее и профессиональное для учеников в возрасте 12-18 лет - и было дополнено образованием третьего уровня - университетским - для студентов 18-23 лет. Последнее развивалось в рамках существующей школьной системы. Дошкольное и начальное образование было доступно всем. В 1900 г. законом было установлено обязательное образование для детей 6-12 лет. Общее среднее и профессиональное образование предназначалось главным образом для детей из средних классов, а предуниверситетское и университетское образование способствовало развитию будущей социальной элиты. Таким образом, каждой социальной группе был обозначен свой уровень образования. В частности, средние классы получили большие образовательные возможности.

В XDC в. Нидерланды превратились из аграрно-коммерческого общества в индустриально-коммерческое. В 1849 г. 44,2% трудоспособного населения занималось сельским хозяйством, а в 1909 г. этим зарабатывали себе на жизнь 28,4%. В 1849 г. торговлей и промышленным производством были заняты 23,9 и 11,6% трудоспособного населения, в 1909 г. - 32,0 и 16,9%. Кроме того, в секторе услуг были заняты приблизительно 20,3 и 20,7%. Если аграрно-коммерческое общество ограничивалось главным образом начальным образованием, то индустриально-коммерческое - нуждалось в среднем общем и профессиональном образовании. Это соответствовало ситуации, которая сложилась в Нидерландах с 1861 г. и далее. Начиная с 1863 г. профессионально-технические школы были отнесены к уровню государственного высшего образования. С 1880 г. в их число входили старшие средние школы для девочек (школы домоводства) и школы для обучения взрослого населения домашней экономике, приготовлению пищи, швейному и костюмерному делу.

Таким образом, к 1968 г. нидерландская школьная система состояла из следующих звеньев:

детский сад (4-6 лет);
начальная школа (6-12 лет);
средняя школа (12-17 лет);
профессиональная школа (18-19 лет);
университет (19-23 года).

В этот период произошло много перемен в содержании образования. В учебный план с целью развития познавательных способностей учеников было включено большое количество предметов. В начальной школе девочек и мальчиков обучали инструментально-культурному искусству чтения, письму, арифметике и языкам, а также географии, истории, физике и физиологии. В содержание среднего образования входили классические и современные иностранные языки, космография, механика, физика, химия и предметы, которые являлись теоретической основой для практического обучения. Многочисленные учебники и учебные пособия были доступны всем.

Например, особенной популярностью пользовалась “Книга для раннего обучения”, книги для развивающего обучения с привлекающими внимание названиями “Золотая пыль” и “Весенний дождь”. Около середины XX в. большой интерес вызвала грамматика, которая была опубликована под названием “От детского языка к родному языку”. Для обучения письму пользовались методикой “Движение руки”, “Сначала понятно - потом быстро”, “Блок правописания”. Для обучения арифметике была издана “Арифметика для начальной школы”, затем “Основы арифметики”, “Практическая арифметика”. Учить языки помогали “Наш язык”, “Учитель практического языка”. В 30-е годы XX в. была очень популярна книга “Язык”. Географию и историю изучали по “Методике географии для начальной школы”, “Знания об окружающей среде”, “Ситуации и события”, “Эра прогресса”. Для обучения естественной истории использовалась книга “Живая природа”. Таким образом в 30-е годы учителя имели большой выбор учебников.

Не только для начальной школы, но и для средних школ было опубликовано множество учебников. Многие издатели стремились наполнить книжный рынок своими публикациями. Изучение потребностей послужило руководством для выбора учебных предметов и составления учебного плана. Примером наиболее распространенных методик были, например, “Шаг за шагом”, “Новая грамматика французского языка”, “Наша земля” и “Учение о флоре Нидерландов”.

Прежнее деление школ на общественно-государственные и частные изменилось уже во второй половине XDC в., особенно в отношении начального образования. Изначально основанием для подобного деления был финансовый критерий. Со временем разница между государственными и частными школами в основном стала определяться по идеологическим признакам. Как уже упоминалось, до начала XIX в. общественные и частные школы предлагали преимущественно общехристианское образование. Примерно к 1825 г. некоторые протестанты и романские католики критиковали отсутствие конфессиональности в существующем образовании. Им хотелось религиозно ориентированного образования. После долгой политической борьбы общехристианское образование было разделено по конфессиональному признаку. В начале XX в. общественно-государственные школы заняли нейтральную позицию. В свою очередь, частное образование стало сектантским, относящимся к определенному вероисповеданию.

В конце XIX - начале XX вв. частные школы опирались на педагогические принципы, провозглашенные М.Монтессори, ЭЛаркхерст,

П.Петерсоном и Р.Штайнером. В начале XX в. таких школ сохранилось немного. Когда после 1889 г. правительство было готово субсидировать сектантское образование, число этих школ несколько увеличилось. Начиная с 1917 г. - года финансовой стабилизации - правительство взяло на себя полную финансовую ответственность за этот тип образования. Сектантское образование выиграло сражение за свое финансирование. Результат не замедлил сказаться на числе учеников общественно-государственных школ. Если в 1835 г. эти школы посещали 61% учеников в возрасте от 6 до 12 лет; то в 1915 и 1925 гг. - 55% и 43%, а в 1935 г. - до 31%.

Дискуссия между общественно-государственным и частным образованием втянула в свою орбиту и родителей. Сама проблема имела скорее религиозный и политический характер. Родители чаще останавливали свой выбор на школе без всяких мотивов. Когда в 1900 г. было введено обязательное начальное образование, почти 90% детей уже посещали начальную школу. Этот вид образования долго считался достаточным. В 1900 году 92,1% детей, окончивших начальную школу, продолжали учиться дальше. Положение изменилось после Второй мировой войны, когда документы об образовании стали открывать двери к карьере и положению в обществе. В 1950 г. количество учеников в возрасте 12-18 лет, занимающихся в разных формах среднего образования, достигло 45,2%; в 1975 г. - 75,5%, а в 1990 г. - 85,4%. Увеличение школьного контингента повлекло за собой реформу среднего образования. После тщательного обсуждения проекта закона о среднем образовании в 1963 г. на рассмотрение был вынесен Акт о среднем образовании, который облегчил переход из одной категории школ в другую.

В конце концов подобное развитие системы образования вызвало у правительства финансовые затруднения. Огромный интерес к школьному делу потребовал зарезервировать достаточное количество средств в национальном бюджете. Эти затраты были вызваны не только тем, что увеличилось количество посещающих школы, но и тем, что в них пришли ученики из социальных групп, для которых образование не было привычным занятием. Школа должна была стать более доступной для всех учеников. Учебные заведения должны были обращать внимание на разницу интересов учеников и предлагать одним более интеллектуальное образование, другим - более практическое. Акт о среднем образовании 1963 г. сделал не больше, чем тщательно разработанные Акт о естественнонаучном и техническом образовании 1919 г. и Акт о начальном образовании 1920 г., где закреплялось расширение начального образования и подготовка учителей начальных классов в колледжах, а также Акт о дошкольном образовании 1955 г., который предусматривал подготовку в колледжах воспитателей детских садов, и Акт о научных исследованиях и высшем образовании 1976 г., к которому относилось и предуниверситетское образование.

Другая точка зрения на голландскую систему образования была отражена в разных записках и планах после 60-х годов XX в. Она заключалась в следующем: социально-классовую структуру школ, сложившуюся в XIX в., необходимо отменить; разделение школ на общие средние и профессиональные средние не должно дальше сохраняться; каждый ребенок обладает способностью к всестороннему развитию, если для этого ему будут предоставлены необходимые условия. Но лишь с начала ХГХ в. общество стало проявлять заботу о развитии каждой личности. В наше время идея равнозначности людей сменилась концепцией их равноправия.

В современной голландской системе начальное образование, предназначено для всех учеников в возрасте 4-12 лет; затем следует основное образование для учеников 12-15 лет; за ним - среднее образование в виде общего среднего и среднего профессионального для учеников 15-18 лет и, наконец, высшее образование, включая профессиональное и общее доуниверситетское для студентов 18 лет и старше.

Правительство согласилось с идеями относительно перемен и усовершенствования голландской образовательной системы. Был составлен проект нового закона об образовании. После тщательного обсуждения был опубликован Акт о начальном образовании 1986 г. В нем содержалось заявление об интеграции дошкольного и начального образования под общим названием “начальное образование”. Акт об основном образовании, вступивший в силу в 1993 г., ввел объединенную базовую программу первых трех лет среднего образования, однако, с сохранением школ профессионального образования, нужных определенной категории учеников, и младшей ступени общего среднего образования. Остальные типы образования - старшее среднее профессиональное образование и образование взрослых - так же, как и высшее профессиональное и университетское образование, будут интегрированы.

Долгий путь голландской образовательной системы сопровождался большими изменениями. Будет ли будущая голландская система школ интегрировать три ступени школьного образования - начальную, среднюю и высшую? Вопрос остается открытым.

Посмотреть рисунок

Литература

1. Эразм Роттердамский. Домашние беседы. М., 1938.
2. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. (Пер. с латинского). М., 1960.
3. Bartelink, G.J.M., De geboorte van Europa. Muiderberg, 1989
4. Blok, D.P.. De Franken in Nederland. Bussum, 1979.
5. Boekholt, P.Th.F.M. e.a., Geschiedenis van de school in Nederland. Assen/Maastricht. 1987.
6. Cipolla, C.M. Literacy and development in the West. London, 1969
7. Dodde, N.L., Dag, manunoet! Leuven/Apeldoom. 1993.
8. Graff, H.J. (ed.). Literacy and social development in the West. Cambridge 1981.
9. Post, R.R., Scholen en onderwijs in Nederland gedurende de middeleeuwen. Utrecht/Antwerpen. 1954.
10. Verwey, G., Geschiedenis van Nederland, Amsterdam/Brussel. 1983.